Какие задачи решает Программа «ПРОдетей»
Сегодня большое внимание уделяется вопросу внедрения вариативных программ в содержание дошкольного образования. По инициативе Главы города Дадаева С.К. с марта 2022 года начато активное сотрудничество с Рыбаков Фондом по нескольким направлениям деятельности.
В апреля 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад№53» состоялся семинар-тренинг «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации для реализации технологий программы ПРОдетей».
Особенность обучения заключается в его практической ориентированности, передача содержания Программы, методик и технологий, обучение работе по этим методикам происходит в процессе интерактивных тренингов, тренеры – эксперты передают свой личный опыт применения техник и технологий Программы, а также экспертной поддержки работы педагогов непосредственно в группах ДОУ. Педагоги, приобретают актуальные навыки и полезные компетенции.
Семинар проводили тренеры Программы "ПРОдетей" Кот Наталья Владимировна - заместитель заведующей и Суханова Екатерина Александровна - воспитатель МАДОУ "Детский сад N40" г. Томск.
Технологии
Программы «ПРОдетей»
Утренний круг
Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний
отрезок времени. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости и предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Утренний круг состоит из 4 этапов:
1.Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), (1–3 минуты)
2.Игра (тренинг, пение, слушание), (2–5 минут)
3.Обмен новостями (2–10 минут)
4.Составление плана дня (выбор темы проекта, презентация центров активности,
формулирование идей, выбор деятельности), (5–12 минут)
И на эти этапы отводится до (в младших группах- до 15 минут, в средней –до 20, в старшей – до 30)
Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Методика создания Линейного календаря очень простая:
1. Берём длинный лист бумаги (можно ватман или лист для , чтобы хватило написать строку достаточно крупными цифрами от 1 до 31.
2. В верху листа по центру пишем название месяца и год.
3. Далее рисуем таблицу 3 на 31.
1 строка - символы будних и выходных дней (неделя)
2 строка - даты
3 строка - символы важных событий (праздники, дни рождения, поход в кино, экскурсия, поездка и т.п.)

Для детей постарше или если у вас несколько детей разного возраста можно добавить ещё 2 строки и тогда будет так:
1 строка - дни недели
2 строка - символы будних и выходных дней (неделя)
3 строка - даты
4 строка - погода или температура
5 строка - символы важных событий (праздники, дни рождения, поход в кино, экскурсия, поездка и т.п.)
Размещаем календарь на уровне доступности для ребёнка. И каждый день ребёнок самостоятельно обводит текущее число, если может, то называет его, день недели и месяц, если нет, то озвучивает взрослый.
Можете также обсудить, например, какое число и день недели был вчера, какой будет завтра, сколько дней осталось до какого-либо праздника или другого события и многое другое. Но всё в меру и в удовольствие ребёнка, это не занятие!
Ещё важные моменты:
- Создаём календарь обязательно совместно с детьми, проговаривая и обсуждая все действия и учитывая их мнение.
- Символы и цифры можно распечатывать готовые или рисовать самим. Главное выбрать символ для обозначения будних и выходных дней так, чтобы дети ассоциировали его с этими днями.
На стенде написан вопрос, представлена иллюстрирующая его картинка и варианты ответов.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего круга.
Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.

Методика «Загадка дня» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребен
В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.


- При обсуждении новостей на утреннем или вечернем групповом сборе;
- После прочитанного произведения или рассказанной истории и т.п.
Данная технология дает возможность развивать диалогическую речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться активному слушанию, задавать вопросы, контролировать свое поведение в соответствии с правилами. Парная коммуникация позволяет за 5 -10 минут предоставить всем ребятам возможность побыть рассказчиком и слушателем.

«Моделирование письма» проводить нужно систематично: каждый день на утреннем круге. Детям необходимо объяснить значимость чтения и письма для людей и предложить научиться этому. Но так как букв дети ещё не знают (или знают, но не все) писать слова можно графически, с помощью чёрточек. Длинное слово – длинная черта, а короткое – короткая чёрточка.
В начале можно поучиться изображать чёрточками длинные или короткие слова. Воспитатель произносит слово, затем его записывает графически, затем читает, проводя пальцем слева направо. Дети выполняют тоже самое. После того, как все графически записали, воспитатель предлагает детям (старшего дошкольного возраста) продиктовать какое слово изображено и одновременно сверху над чертой пишет это слово печатными буквами. При моделировании письма знакомим детей с правилами:

- первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы;
- в конце предложения ставится точка;
- все слова в предложении пишутся раздельно.
После написания с предложением необходимо поработать:
- прочитать ещё раз;
- посчитать сколько слов в предложении;
- определить какое первое слово, а какое второе;
- поиграть со словами в прятки (одно слово закрыть ладонью и прочитать что осталось, или назвать то слово, которое закрыто).
Нужно менять длину первых слов в предложениях, чтобы у детей не закрепилось, что первое слово всегда «мы» или «я» и писать нужно всегда короткую черту.